«Достать ножи». Лучший кинодетектив или голливудская фикция


«Достать ножи» фильм хороший. Даже в каком-то плане шикарный. Классический детектив, который берет все стандартные жанровые клише и перемешивает их внутри себя, стараясь удивлять раз за разом.

Все начинается с классики, причем практически во всем совпадая с одним из лучших произведений Агаты Кристи «Скрюченный домишко». Но это только четверть фильма, потом кино делает кувырок и превращается в рассказ от лица убийцы, с попыткой замести следы, а-ля Коломбо.

Потом еще "кувырок", поджанр детектива снова меняется пару раз. Смена стиля держит в напряжении до самого конца. Хотя концовка фильма получилась достаточно предсказуемой. До последнего надеялся, что все не так просто, а мертвый дед сам подстроил свою смерть.

В чем проблема

Просматривая второй раз, я понял, что фильм получился немножко вторичным. Когда зритель готов к тому, что стиль повествования будет постоянно меняться, то от кино не остается почти ничего.

Теперь удивляюсь тому, как «Достать ножи» преподносили в рекламе и критике. Это должен был быть шикарный детектив от сценариста, который собирался показать, как по-настоящему надо делать детективы в кино. Желание вполне понятно, учитывая последний блеклый фильм про Пауро.

Автор пытался сделать идеальный детектив. Соединить всё старое классическое вместе и хорошо перемешать, как это любят делать в постмодернизме. Перемешать жанровые клише, пытаясь одновременно отсылаться к классике и удивлять. Первое у них получилось хорошо, а второе не очень.

Как надо было сделать

У нас есть яркий пример, как по-настоящему надо делать постмодерн-кино возрождая низкие жанры - "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино. Он взял все штампованные низкосортные криминальные истории и соединил их вместе. Но сделал это так, что у тех, кто раньше плевались от этого жанра, челюсть отвисала от того, насколько это круто.

Каждый диалог вызывал восторг, несмотря на банальный сюжет, сшитый из штампов. Все настолько круто, что низкосортный жанр взлетел на уровень произведения искусства. Не требую такого же качества, но хотелось хотя бы попытки.

Творческий провал

А что в этом фильме? Перемешанные отсылки, не более. При этом сценарий шикарно проработан, а каждая сцена намекает на скрытое дно. Мне все казалось до последнего, что этот фильм подарит что-то новое жанру детективов или возведет на новый уровень.

Дырка от бублика - как главный символ всего кино

Но здесь нет ничего нового, переворачивающего жанр с ног на голову. Нет глубокого посыла, который бы мог придать произведению двойной смысл. А тот что есть, снова позаимствован из Агаты Кристи. Есть только фанатская теория, что здесь все не так просто, как кажется.

Хороший фильм. Но слишком обычный. Если уж берешься возродить жанр классических детективов, то одних заимствований будет мало. Нужна еще глубина. Любому, даже самому жанровую произведению, нужна глубина.

Блог на Дзене