Причина популярности «Джокера» — это сладкая сказка для неудачников

 

Неожиданный успех фильма «Джокер», который не ожидали даже авторы картины. В чем причина? Сейчас постараюсь разобраться.

Сразу скажу, что фильм прекрасный, мне очень понравился, я искренне проникся героем.

Но вначале совсем не понял, откуда столько истерии вокруг кино. Сам по себе фильм не из тех, которые могут понравиться людям. Обычно такие фильмы про психопатов смотрю только я, потому что сочувствую им.

Одного рекламного хода со злодеем из комиксов тут недостаточно. Блестящей режиссерской работы тоже мало для успеха.

Если задуматься

На первый взгляд это фильм одного актера про психически нездорового маленького человека. Но такое само по себе непопулярно.

Например, мой любимый фильм Дэвида Кроненберга «Паук» именно такой. Там тоже рассказывается истории про психически больного, так же имеется блестящая режиссерская работа. Но это не принесло ничего, кроме мизерных кассовых сборов и номинаций на фестивалях.

Может быть дело в Хоакине Фениксе? Но у нас есть пример другого прекрасно снятого фильма «Она». Сольное кино одного актера Хоакина Феникса, который отрастил усы и играл ими весь фильм. Это тоже само по себе не взлетело. Про фильм «Она» я уже писал.

Пришлось приглядеться внимательней

Второй слой картины более социальный - здесь и город является главным героем, и сложные отношения в обществе, когда все понемногу сходят с ума. Единственный, кто всем заявляет, что вокруг не так, оказывается сумасшедшим. На ютубе разнообразные гоблины уже всячески разбирают это кино с точки зрения капиталистических отношений.

Но даже если не углубляться в это, явно понятно - вокруг нищета, грязь, все сходят с ума и ненавидят богатых, пока по телевизору вещает гламурный телеведущий. Такое мы все уже видели сотни раз.

Скрытый посыл фильма «Джокер»

Но все таки главный слой, который западает в душу — это третий. Скрытый, тот который рисуется в голове, пока ты смотришь эту картину, благодаря всему остальному, что создано в этом фильме.

Это история построенная в формате сладкой сказки про неудачника, пусть и сильно замаскированная. Гадкий утенок становится прекрасным лебедем. Только вместо утенка - грустный Хоакин Феникс, вместо лебедя - популярный Джокер Хита Леджера.

Маленький человек, чей мир постепенно рушится. Он случайно переступает через себя и делает то, что хотел. Потом его мир снова рушится и он решает наконец-то проявить себя. Высказывает накипевшую обиду на мир, действует как хочет, проявляет эмоции и танцует, а людская толпа в конце его активно поддерживает и даже спасает.

И вот в конце мозг автоматически сплетает образ этого Джокера воедино с тем, что мы видели в фильме Нолана. Здесь он глупый, жалкий и слабый, а теперь будет как в «Темном рыцаре» - успешным, популярным и крайне харизматичным психопатом.

Такой истории бы мы бы сочувствовали?

Причем фактической связи с Джокером, который будет позднее, тут нет. Даже официально фильм не входит в канон, связь базируется только на визуальных отсылках.

С тем же успехом это мог быть фильм про человека, который попробовал наркотики, а потом застрелил случайных людей на улице, коллегу и родственника. Такой истории бы мы бы сочувствовали? Хотя для таких изменений в фильме менять почти ничего не придется, только добавить сцену с употреблением наркотиков.

Это история построенная в формате сладкой сказки про неудачника, который разозлился, раскрыл себя и сразу же получил свое место в этом мире. Был жалкий, а станет в другом фильме очень умным и успешным злодеем, от которого все писают кипятком, постят цитаты и дают Оскары. И меня этот посыл раздражает.

А как грустная история про шизофреника, который сошел с ума, фильм просто прекрасен.

Блог на Дзене